Овладение родным языком является важнейшим условием обеспечения готовности детей к обучению в
школе, успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских
видов деятельности и творчества. Речь не является врожденной способностью человека, она
формируется постоянно, вместе с развитием ребенка. Если вовремя не устранить нарушения
звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у детей дошкольного возраста
возникают трудности общения с окружающими, проблемы в обучении.
!!! Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов и родителей возможно
преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. !!!
В нашем доу функционируют группы компенсирующей направленности, где при тесном
взаимодействии специалистов устраняются недочеты звукопроизношения.
Успешное осуществление коррекционно-педагогической работы возможно только при слаженной
работе всего коллектива ДОУ.
Сегодня мы рассмотрим взаимодействие учителей- логопедов и воспитателей групп компенсирующей
направленности.
Основную работу по формированию речевых навыков проводят учителя-логопеды, а воспитатели
включаются в неё на этапе закрепления уже сформированных навыков. Многие из коррекционных задач
решаются нами совместно:
— индивидуальная работа (учитель-логопед и воспитатели вместе планируют работу с каждым
ребенком);
— развитие социально- коммуникативных навыков у детей;
— развитие познавательной активности дошкольников;
— развитие артикуляционной и мелкой моторики;
— обучение детей правильному звукопроизношению;
— обучение грамматически правильной речи, словообразования, связной речи;
— развитие высших психических функций: мышление, воображение, внимание, память.
При исправлении и формировании звукопроизношения работа воспитателя и работа логопеда
различается по организации, методическим приёмам, по продолжительности. Основное отличие:
логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в
коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта.
Эффективность коррекционной работы учителя-логопеда зависит от умения воспитателей слышать и
дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей,
своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом
звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит логопедический час, логопедические
пятиминутки по автоматизации звука, учитывая рекомендации учителя-логопеда, поощряет стремление
и желание ребенка произносить звук чисто. Одной из форм взаимодействия является тетрадь
взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания, заполняется один раз в неделю. Во время
вечерних занятий отрабатывается материал лексической темы, рекомендованный учителем-логопедом,
закрепляется материал фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.
Таким образом, главное условие во взаимодействии всех участников коррекционного процесса –
создать для воспитанников с нарушениями устной речи единое коррекционно-образовательное
пространство, когда над их речью работает коллектив единомышленников, заинтересованных в успехе
коррекционной работы.